Скрытый город

Не все тайное становится явным

Мозг картинка

Топ 10: Самые распространенные мифы о нашем мозге

Мозг — один из самых удивительных органов в человеческом теле. Он контролирует нашу центральную нервную систему, помогает нам ходить, разговаривать, дышать и думать. К тому же это невероятно сложная система, состоящая из 100 миллиардов нейронов. В мозге происходит так много всего, что сразу несколько областей медицины и науки посвящены его изучению и лечению, включая неврологию, психологию и психиатрию. Хотя люди изучали мозг с еще древних времен, многие аспекты мозга остаются до сих пор загадкой. Неудивительно, что мы склонны упрощать информацию о том, как работает мозг, чтобы лучше его понять. Это привело к появлению множества заблуждений о нашем мозге.
1. Цвет мозга: наш мозг серый

Вы когда-нибудь задумывались о цвете собственного мозга? Скорее всего – нет, если вы не работаете в медицинской сфере. Если у вас была возможность видеть мозг, сохраненный в банке, то он, как правило, имел белый или серый с желтоватым оттенок. Однако живой пульсирующий мозг в нашем черепе не такой тусклый на вид. В нем присутствует белый, черный и красный компонент. Хотя большая часть мозга серая, так называемое серое вещество, которое представляет собой разные типы клеток, он содержит и белое вещество, содержащее нервные волокна, присоединенные к серому веществу.
В мозге также есть черная субстанция (Substantia nigra), которая имеет черный цвет благодаря нейромеланину – особому виду пигмента, который окрашивает кожу и волосы и является частью базальных ганглиев.
И наконец, красный цвет появляется благодаря множеству кровеносных сосудов в мозге. Так почему же мозг имеет такой тусклый цвет? Это все благодаря формальдегиду, который сохраняет мозг в банке.
2. Эффект Моцарта: прослушивание классической музыки делает нас умнее

Многие родители покупают DVD, видео и другую продукцию классической музыки, искусства и поэзии для малышей, считая, что это полезно для умственного развития ребенка. Есть даже сборники классической музыки, разработанные для еще неродившихся детей в животе в матери. Эта идея стала настолько популярной, что ее назвали «эффектом Моцарта».
Откуда же появился этот миф? В 1950-х годах врач-отоларинголог Альберт Томатис (Albert Tomatis) заявил, что прослушивание музыки Моцарта помогло людям с речевыми и слуховыми нарушениями.
В 1960-х годах 36 студентов участвовали в исследовании Калифорнийского университета, прослушивая по 10 минут из сонаты Моцарта перед тем, как пройти тест IQ. Согласно психологу д-ру Гордону Шоу (Gordon Shaw), баллы студентов по IQ увеличились в среднем на 8 баллов и так родился «эффект Моцарта». Однако, как оказалось, исследователь, проводивший этот эксперимент, никогда не утверждал, что музыка может сделать кого-то умнее, а лишь показал, что она улучшает выполнение некоторых пространственно-временных задач. Другим исследователям не удалось повторить результаты, и сейчас нет данных о том, что прослушивание музыки Моцарта или другой классической музыки может сделать вас умнее.
Единственное, что известно, так этот то, что изучение игры на музыкальных инструментах улучшает концентрацию, уверенность в себе и координацию.
3. Извилины мозга: у нас появляются новые складки в мозге, когда мы учим что-то новое

Когда мы представляем себе, как выглядит мозг, мы рисуем себе картину закругленной серой массы из двух долей с множеством «морщин» или борозд.
По мере нашего развития, мозг стал больше, чтобы вместить все высшие функции, которые отличают нас от других животных. Но, чтобы мозг мог умещаться в череп, он должен находится в определенной пропорции к остальной части тела, и мозг начал морщиться. Если бы можно было разгладить все извилины и борозды, мозг стал бы размером с подушку. Существуют различные виды извилин и борозд со своим названием, и они отличаются у разных людей.
Однако такой «морщинистый» вид появляется не сразу. У плода на раннем этапе развития очень гладкий небольшой мозг. По мере роста плода, растут нейроны, которые передвигаются к различным областям мозга, создавая впадины и борозды. Через 40 недель его мозг становится таким же складчатым (но меньше по размеру), как и мозг взрослого человека. Таким образом новые складки не появляются по мере, того как мы учимся, и все складки, с которыми мы рождаемся остаются на всю жизнь, если конечно мы здоровы.
Во время обучения наш мозг действительно меняется, но не в плане извилин и борозд. Изучая мозг животных, ученые выяснили, что синапсы — связи между нейронами и кровяные клетки, которые поддерживают нейроны, растут и их количество увеличивается. Это явление называется нейропластичностью.
4. 25-й кадр: Мы можем учиться, влияя на подсознание

25-й кадр – это сообщение, заключенное в картинку или звук, которое было сделано с целью внедрить его в подсознание и повлиять на поведение человека.
Первым человеком, кто ввел этот термин, стал Джеймс Вайкери (James Vicary), который заявил, что внедрил сообщения во время показа фильма в Нью-Джерси. Сообщение вспыхивало на экране на 1/3000 секунды, внушая зрителям «выпить Кока-колу» или «Съесть попкорн». Согласно Вайкери, продажи колы в кинотеатре выросли на 18 процентов, а попкорна на 57 процентов, что подтверждало эффективность 25-го кадра. Результаты этого эксперимента стали использовать в телевизионной рекламе, чтобы убедить покупателей приобретать определенные продукты.

Но на самом ли деле 25-й кадр действовал? Как оказалось, Вайкери сфабриковал результаты исследования. Последующие исследования, как например, сообщение «Звони прямо сейчас», которое показывали на канадском телевидении, не оказало никакого действия на телезрителей. Однако многие люди до сих пор считают, что музыка и реклама содержит скрытые посылы.
И хотя прослушивание специальных записей для самовнушения, возможно, не повредит, вряд ли это поможет вам бросить курить.

5. Размер мозга: у человека самый большой мозг

Многие животные используют свой мозг, чтобы выполнять те же действия, что и люди, например, чтобы найти решение задачи, используя инструменты, и демонстрируя сопереживание. И хотя ученые не пришли к согласию относительно того, что делает человека умным, большинство все же согласны, что человек является самым умным существом на Земле. Возможно по этой причине, многие приходят к выводу, что у нас самый крупный мозг среди животных.
Но это не совсем так. Средний вес человеческого мозга составляет 1361 грамм. У дельфинов – очень умных животных, мозг имеет в среднем такой же вес. Тогда как у кашалота, который считается не таким умным, как дельфин, мозг весит около 7 800 грамм. С другой стороны мозг гончих собак весит около 72 грамм, а мозг орангутана 370 грамм. И собаки и орангутаны считаются умными животными, но у них маленький мозг. А у птиц, как например, голубя, вес мозга составляет всего 1 грамм.
При этом, вес тела дельфина составляет в среднем 158, 8 кг, а кашалота 13 тонн. Обычно чем больше животное, тем крупнее его череп и соответственно мозг. Гончие относительно небольшие собаки, весом до 11,3 кг, и потому их мозг меньше. Другими словами важен не размер мозга, а соотношение веса мозга по отношению к общему весу тела. У людей такое соотношение составляет 1 к 50, и на мозг приходится больше веса, чем у других животных. Для большинства млекопитающих, соотношение составляет 1 к 220. Интеллект также связан с разными составляющими мозга. У млекопитающих более развита кора больших полушарий, отвечающая за высшие функции, такие как память, общение и мышление, в отличие от птиц, рыб и рептилий. У человека самая большая мозговая кора по отношению к размеру мозга.
6. Мозг остается активным после обезглавливания

Когда-то, обезглавливание считалось одним из самых распространенных методов экзекуции, отчасти благодаря гильотине. Хотя многие страны отказались от этого метода казни, его все еще применяют среди террористов и других групп. При этом гильотина была выбрана в качестве быстрой и относительно гуманной смерти. Но насколько быстро она происходит?
Идея того, что после отсечения головы, вы какое-то время находитесь в сознании, появилась во времена Французской революции, когда была создана гильотина. В 1793 году француженка Шарлотта Корде была казнена при помощи гильотины за убийство радикального журналиста, политика и революционера Жана Поля Марата. После отсечения головы женщины, один из помощников поднял ее голову и ударил по щеке. Согласно свидетелям, глаза Корде посмотрели на помощника, и на ее лице было выражение негодования. После этого инцидента, людей, которых обезглавливали, просили после казни моргнуть, и некоторые свидетели утверждали, что глаза продолжали моргать еще в течение 30 секунд.
Другим примером стал случай, описанный французским врачом д-ром Габриелем Бюри (Gabriel Beaurieux), который наблюдал за обезглавливанием мужчины по имени Лонгиль. Врач утверждал, что видел, как веки и губы ритмически сжимались в течение 5-6 секунд, а когда он назвал его по имени, веки жертвы медленно приподнялись, а его зрачки сфокусировались.

Все эти случаи могут заставить нас поверить в то, что после обезглавливания человек может оставаться в сознании даже на несколько секунд. Однако большинство современных врачей считают, что такая реакция является не чем иным, как рефлекторными подергиваниями мышц. Мозг, отрезанный от сердца, сразу впадает в кому и начинает умирать, а сознание теряется в течение 2-3 секунд, из-за быстрого уменьшения внутричерепного кровотока. Что же касается безболезненности гильотины, то разделение головного и спинного мозга после рассечения окружающих тканей вызывает резкую и очень сильную боль. По этой причине, обезглавливание во многих странах не применяется.
7. Травма мозга необратима

Наш мозг очень хрупкий орган, который восприимчив к множеству травм. Повреждение мозга может вызвать что угодно, начиная от инфекций до автомобильной катастрофы, и часто ведет к смерти клеток мозга. У многих людей травма мозга ассоциируется с образами людей в вегетативном состоянии или с постоянными физическими или умственными нарушениями.
Но это не всегда так. Существует разные виды травм мозга, и то, как она повлияет на человека, зависит от места и тяжести повреждения. При легкой травме мозга, как например сотрясении, мозг отскакивает внутри черепа, что может привести к кровотечению и разрывам, но мозг при этом может хорошо восстановиться. При тяжелой травме мозга, иногда требуется операция, чтобы убрать скопление крови или уменьшить давление. В этом случае последствия, как правило, необратимые.
Однако некоторые люди с травмой мозга, могут частично восстановиться после повреждения. Если нейроны были повреждены или потеряны, они не могут снова вырасти, но синапсы — связи между ними, могут. Часто мозг создает новые связи, и некоторые области мозга берут на себя новые функции и учатся заново делать какие-то вещи. Так пациенты, пережившие инсульт, восстанавливают речь или моторные навыки.
8. Действие наркотиков: при употреблении наркотиков в мозге образуются дыры
То, как наркотики влияют на мозг, до сих пор является предметом споров. Некоторые считают, что только при злоупотреблении наркотических веществ могут появиться долговременные последствия, другие – что эти последствия появляются сразу после первого употребления.
В одном исследовании выяснили, что потребление марихуаны приводит только к небольшой потере памяти, а в другом, что долгое и частое использование может сморщить части мозга. Некоторые люди даже считают, что использование таких наркотиков, как кокаин и экстези может привести к появлению дыр в мозге. На самом деле, единственное, что может продырявить ваш мозг – это физическая травма.
Тем не менее, наркотические вещества действительно вызывают кратковременные и долговременные последствия в мозге. Они могут уменьшить воздействие нейромедиаторов – передатчиков нервных импульсов, таких как допамин. Это объясняет, почему наркоманам нужно потреблять все больше наркотиков, чтобы добиться тех же ощущений. Также это может привести к проблемам в функции нейронов.
В 2008 году исследование показало, что длительное потребление некоторых наркотиков может вызвать рост определенных структур мозга. По этой причине наркоманам бывает так сложно изменить свое поведение.
9. Алкоголь убивает клетки мозга
Один лишь взгляд на пьяного человека может убедить нас в том, что алкоголь напрямую воздействует на мозг. Среди последствия неумеренного потребления алкоголя наблюдается спутанность речи, нарушенная моторики и суждения. Также человек часто страдает от головной боли, тошноты и неприятного побочного эффекта – похмелья. Но может ли стаканчик другой убить клетки мозга? А что насчет запоев или постоянного употребления алкоголя?
На самом деле, даже у алкоголиков, потребление алкоголя не приводят к смерти клеток мозга. Однако, он действительно повреждает окончания нейронов, называемые дендридами. Это приводит к тому, что возникают проблемы при передаче сообщений между нейронами, хотя такое повреждение обратимо.
У алкоголиков может развиться неврологическое нарушение называемое синдром Гайе-Вернике, при котором происходит потеря нейронов в определенных частях мозга. Также этот синдром вызывает проблемы с памятью, спутанность сознания, паралич глаз, отсутствие мышечной координации и амнезию. Кроме того, это может привести к смерти.
Само нарушение вызвано не алкоголем, а недостатком тиамина или витамина В1. Дело в том, что алкоголики часто плохо питаются, а злоупотребление алкоголем мешает всасыванию тиамина. И хотя алкоголь не убивает клетки мозга, в больших количествах он все равно повреждает мозг.
10. Сколько процентов мозга использует человек?
Вы наверняка часто слышали о том, что мы используем только 10 процентов нашего мозга. В пример даже приводят цитаты известных людей, таких как Альберт Эйнштейн и Маргарет Мид.
ом этого мифа стал американский психолог Уильям Джеймс, которые как-то сказал, что «средний человек редко достигает только малой доли своего потенциала». Каким-то образом эту фразу превратили в «10 процентов нашего мозга». С первого взгляда это кажется нелогичным. Зачем нам такой большой мозг, если мы его полностью не используем? Появились даже книги, которые обещали научить людей использовать остальные 90 процентов их мозга.
Но, как можно было уже догадаться, такое мнение ошибочно. Кроме 100 миллиардов нейронов, мозг содержит разные типы клеток, которые мы постоянно используем. Человек может стать инвалидом, даже при повреждении небольшой области мозга, в зависимости от того, где она находится, и потому мы не можем существовать только на 10 процентах мозга.
Сканирование мозга показало, что, что бы мы не делали, наш мозг всегда остается активным. Одни области более активны, чем другие, но нет части, которая бы совсем не работала. Так, например, если вы сидите за столом и едите бутерброд, вы не используете свои ноги. Вы сконцентрированы на том, чтобы поднести бутерброд ко рту, прожевать и проглотить его. Но это не значит, что ваши ноги не работают. В них сохраняется активность, как например кровоток, даже если вы ими не двигаете.
Другими словами у нас нет скрытого дополнительного потенциала, который можно было использовать. Но ученые до сих пор продолжают изучать мозг.

Головной мозг: строение и функции, общее описание

Головной мозг — это главный контролирующий орган центральной нервной системы (ЦНС), над изучением его строения и функций уже более 100 лет трудятся большое количество специалистов различных направлений, таких как психиатрия, медицина, психология и нейрофизиология. Несмотря на хорошее изучение его структуры и составляющих, остается еще много вопросов о работе и процессах, проходящих ежесекундно.

Где расположен головной мозг

Головной мозг относится к центральной нервной системе и расположен в полости черепной коробки. Снаружи он надежно защищен костями черепа, а внутри заключен в 3 оболочки: мягкую, паутинную и твердую. Между этими оболочками циркулирует спинномозговая жидкость — ликвор, которая служит амортизатором и предотвращает сотрясение этого органа при небольших травмах.

Головной мозг человека представляет собой систему, состоящую из связанных между собой отделов, каждая часть которых отвечает за выполнение конкретных задач.

Для понимания функционирования недостаточно кратко описать головной мозг, поэтому, чтобы понять как он работает, для начала нужно детально изучить его строение.

За что отвечает головной мозг

Этот орган, как и спинной мозг, относятся к центральной нервной системе и исполняет роль посредника между окружающей средой и организмом человека. С его помощью осуществляется самоконтроль, воспроизведение и запоминание информации, образное и ассоциативное мышление, и другие когнитивные психологические процессы.

Согласно учению академика Павлова, образование мысли — функция мозга, а именно коры больших полушарий, которые является высшими органами нервной деятельности. За разные виды памяти отвечают мозжечок, лимбическая система и некоторые участки коры головного мозга, но так как память бывает разной, невозможно выделить какой-то определенный участок, отвечающий за эту функцию.

Он отвечает за управление вегетативных жизненно важных функций организма: дыхание, пищеварение, эндокринная и выделительная системы, контроль температуры тела.

Чтобы ответить на вопрос какую функцию выполняет головной мозг, для начала следует условно поделить его на участки.

Специалисты выделяют 3 основные части головного мозга: передний, средний и ромбовидный (задний) отдел.

  1. Передний выполняет высшие психиатрические функции, такие как способность к познанию, эмоциональная составляющая характера человека, его темперамент и сложные рефлекторные процессы.
  2. Средний отвечает за сенсорные функции и обработку поступившей информации от органов слуха, зрения и осязания. Центры, находящиеся в нем, способны регулировать степень болевых ощущений, так как серое вещество при определенных условиях, способно вырабатывать эндогенные опиаты, которые повышают или понижают болевой порог. Также он играет роль проводника между корой и нижележащими отделами. Эта часть управляет телом посредством различных врожденных рефлексов.
  3. Ромбовидный или задний отдел, отвечает за тонус мышц, координацию тела в пространстве. Через него осуществляется целенаправленное движение различных групп мышц.

Устройство головного мозга нельзя просто кратко описать, поскольку каждая из его частей включает несколько отделов, каждый из которых выполняет определенные функции.

Как выглядит мозг человека

Анатомия головного мозга сравнительно молодая наука, так как длительное время находилась под запретом из-за законов, запрещающих вскрытие и исследование органов и головы человека.

Изучение топографической анатомии мозгового отдела в области головы, нужно для точной диагностики и успешной терапии различных топографических анатомических нарушений, например: травм черепа, сосудистых и онкологических заболеваний. Чтобы представить, как выглядит ГМ человека, для начала необходимо изучить их внешний вид.

По внешнему виду ГМ представляет собой студенистую массу желтоватого цвета, заключенную в защитную оболочку, как и все органы человеческого тела, они состоят на 80% из воды.

Большие полушария занимают практически объем этого органа. Они покрыты серым веществом или корой — высшим органом нервно психической деятельности человека, а внутри — из белого вещества, состоящего из отростков нервных окончаний. Поверхность полушарий имеет сложный рисунок, из-за идущих в разные стороны извилин и валиков между ними. По этим извилинам принято делить их на несколько отделов. Известно, что каждая из частей выполняет определенные задачи.

Для того чтобы понять, как выглядят мозги человека, недостаточно исследовать их внешний вид. Существует несколько методик изучения, которые помогают изучить головной мозг изнутри в разрезе.

  • Сагиттальный разрез. Представляет собой продольный разрез, который проходит через центр головы человека и делит его на 2 части. Является наиболее информативным методом исследования, с его помощью диагностируют различные заболевания этого органа.
  • Фронтальный разрез головного мозга выглядит как поперечный разрез больших долей и позволяет рассмотреть свод, гиппокамп и мозолистое тело, а также гипоталамус и таламус, контролирующие жизненно важные функции организма.
  • Горизонтальный разрез. Позволяет рассмотреть строение этого органа в горизонтальной плоскости.

Анатомия мозга, также как анатомия головы и шеи человека, достаточно трудный объект для изучения по ряду причин, в том числе из-за того, что для их описания требуется изучить большое количество материала и иметь хорошую клиническую подготовку.

Как устроен мозг человека

Ученые всего мира изучают головной мозг, его строение и функции, которые он выполняет. За последние несколько лет сделано много важных открытий, однако, эта часть тела остается изученной не до конца. Это явление объясняется сложностью изучения строения и функций головного мозга отдельно от черепной коробки.

В свою очередь, строение структур мозга обуславливает функции которые выполняют его отделы.

Известно, что этот орган состоит из нервных клеток (нейронов), соединенных между собой пучками нитевидных отростков, но как происходит одномоментно их взаимодействие в качестве единой системы непонятно до сих пор.

Исследовать отделы и оболочки поможет схема строения головного мозга, основанная на изучении сагиттального разреза черепной коробки. На этом рисунке можно рассмотреть кору, медиальную поверхность больших полушарий, структуру ствола, мозжечка и мозолистого тела, которое состоит из валика, ствола, колена и клюва.

ГМ надежно защищен снаружи костями черепа, а внутри 3 мозговыми оболочками: твердой паутинной и мягкой. Каждая из них имеет собственное устройство и выполняет определенные задачи.

  • Глубокая мягкая оболочка охватывает и спинной, и головной мозг, при этом заходит во все щели и борозды больших полушарий, а в ее толще находятся кровеносные сосуды, питающие этот орган.
  • Паутинная оболочка отделена от первой подпаутинным пространством, заполненным ликвором (цереброспинальная жидкость), в нем также расположены кровеносные сосуды. Эта оболочка состоит из соединительной ткани, от которой отходят нитевидные ветвистые отростки (тяжи), они вплетаются в мягкую оболочку и с возрастом их количество увеличивается, тем самым упрочняя связь. Между ними. Ворсинистые выросты паутинной оболочки выпячиваются в просвет синусов твердой мозговой оболочки.
  • Твердая оболочка или пахименинкс, состоит соединительно-тканного вещества и имеет 2 поверхности: верхнюю, насыщенную кровеносными сосудами и внутреннюю, которая гладкая и блестящая. Этой стороной пахименинкс прилегает к мозговому веществу, а внешней – черепной коробке. Между твердой и паутинной оболочкой существует узкое пространство, заполненное незначительным количеством жидкости.

В мозгах здорового человека циркулирует около 20% всего объема крови, которая поступает через задние мозговые артерии.

Мозг визуально можно разделить на 3 основные части: 2 большие полушария, ствол и мозжечок.

Серое вещество образует кору и покрывает поверхность больших полушарий, а его небольшое количество в виде ядер находится в продолговатом мозге.

Во всех мозговых отделах есть желудочки, в полости которых перемещается ликвор, который образуется в них. При этом жидкость из 4 желудочка попадает в подпаутинное пространство и омывает его.

Развитие мозга начинается еще во время внутриутробного нахождения плода, а окончательно он формируется к 25-летнему возрасту.

Основные отделы головного мозга

картинка кликабельна

Из чего состоит головной мозг и изучить состав мозга обычного человека можно по картинкам. Строение головного мозга человека можно рассматривать несколькими способами.

Первый делит его на составляющие, из которых состоит головной мозг:

  • Конечный, представлен 2 большими полушариями, объединенных мозолистым телом;
  • промежуточный;
  • средний;
  • продолговатый;
  • задний граничит с продолговатым мозгом, от него отходит мозжечок и мост.

Также можно выделить основной состав мозга человека, а именно в него входят 3 большие структуры, которые начинают развиваться еще во время эмбрионального развития:

  1. ромбовидный;
  2. средний;
  3. передний мозг.

В некоторых учебных пособиях кору головного мозга принято делить на отделы, так, чтобы каждый из них играла определенную роль в высшей нервной системе. Соответственно выделяют следующие отделы переднего мозга: лобную, височную, теменную и затылочную зону.

Большие полушария

Для начала рассмотрим строение полушарий головного мозга.

Конечный мозг человека руководит всеми жизненно важными процессами и разделен центральной бороздой на 2 больших полушария головного мозга, покрытых снаружи корой или серым веществом, а внутри состоят из белого вещества. Между собой в глубине центральной извилины они объединены мозолистым телом, которое служит соединяющим и передающим информацию звеном между другими отделами.

Строение серого вещества сложно составное и в зависимости от участка состоит из 3 или 6 слоев клеток.

Каждая доля отвечает за выполнение определенных функций и координирует движение конечностей со своей стороны, например, правая часть обрабатывает невербальную информацию и отвечает за пространственную ориентацию, когда как левая специализируется на мыслительной деятельности.

В каждом из полушарий специалисты выделяют 4 зоны: лобную, затылочную, теменную и височную, они выполняют определенные задачи. В частности, теменная часть коры больших полушарий отвечает за зрительную функцию.

Наука, изучающая детальное строение коры больших полушарий головного мозга, называется архитектоникой.

Продолговатый мозг

Этот отдел входит в состав ствола головного мозга и служит связующим звеном спинного с мостом конечного отдела. Так как является переходным элементом, сочетает в себе черты спинного и особенности строения головного мозга. Белое вещество этого отдела представлено нервными волокнами, а серое — в виде ядер:

  • Ядро оливы, является дополняющим элементом мозжечка, отвечает за равновесие;
  • Ретикулярная формация связывает все органы чувств с продолговатым мозгом, частично отвечает за работу некоторых отделов нервной системы;
  • Ядра нервов черепа, к ним относятся: языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный нервы;
  • Ядра дыхания и кровообращения, которые связаны с ядрами блуждающего нерва.

Такое внутреннее строение обусловлено функциями ствола головного мозга.

Он отвечает за защитные реакции организма и регулирует жизненно важные процессы, такие как сердцебиение и кровообращение, поэтому повреждение этой составляющей приводит к мгновенной смерти.

Варолиев мост

В состав головного мозга входит варолиев мост, он служит связующим звеном между корой больших полушарий, мозжечком и спинным мозгом. Состоит из нервных волокон и серого вещества, кроме того, мост служит проводником главной артерии, питающей головной мозг.

Средний мозг

Эта часть имеет сложное строение и состоит из крыши, среднемозговой части покрышки, Сильвиева водопровода и ножек. В нижней части граничит с задним отделом, а именно с варолиевым мостом и мозжечком, а вверху его расположен промежуточный мозг, соединенный с конечным.

Крыша состоит из 4 холмов, внутри которых расположены ядра, они служат центрами восприятия информации полученной от глаз и органов слуха. Таким образом, эта часть входит в зону, отвечающую за получение информации, и относится к древним структурам, составляющих строение мозга человека.

Мозжечок

Мозжечок занимает практически всю заднюю часть и повторяет основные принципы строения мозга человека, то есть состоит из 2 полушарий и непарного образования соединяющего их. Поверхность долек мозжечка покрыта серым веществом, а внутри они состоят из белого, кроме этого, серое вещество в толще полушарий образует 2 ядра. Белое вещество с помощью трех пар ножек соединяет мозжечок со стволом головного и спинного мозга.

Этот мозговой центр является ответственным за координацию и регулировку двигательной активности мышц человека. Также с его помощью осуществляется поддержание определенной позы в окружающем пространстве. Отвечает за мышечную память.

Кора

Строение коры головного мозга достаточно неплохо изучено. Так, она представляет собой сложную слоистую структуру 3—5 мм в толщину, которая покрывает белое вещество больших полушарий.

Кору образуют нейроны с пучками нитевидных отростков, афферентные и эфферентные нервные волокна, глии (обеспечивают передачу импульсов). В ней выделяют 6 слоев, разных по структуре:

  1. зернистый;
  2. молекулярный;
  3. наружный пирамидальный;
  4. внутренний зернистый;
  5. внутренний пирамидальный;
  6. последний слой состоит из веретено видных клеток.

Она занимает около половины объема полушарий, а ее площадь у здорового человека составляет около 2200 кв. см. Поверхность коры испещрена бороздами, в глубине которых залегает треть всей ее площади. Величина и форма борозд обоих полушарий строго индивидуальна.

Кора сформировалась сравнительно недавно, но является центром всей высшей нервной системы. Специалисты выделяют в ее составе несколько частей:

Известно, что локализация функций в коре зависит от места расположения нервных клеток, улавливающих один из видов сигналов. Поэтому выделяют 3 основные области восприятия:

  1. Сенсорная.
  2. Двигательная.
  3. Ассоциативная.

Последний район занимает более 70% коры, а ее центральное предназначение — согласовывать активность двух первых зон. Также она отвечает за получение и переработку данных из сенсорной зоны, и целенаправленное поведение, вызванное этой информацией.

Между корой больших полушарий и продолговатым мозгом находится подкорка или по-другому — подкорковые структуры. В ее состав входят зрительные бугры, гипоталамус, лимбическая система и другие нервные узлы.

Основные функции отделов головного мозга

Главные функции головного мозга заключаются в переработке данных полученных из окружающей среды, а также контроле движений тела человека и его мыслительной деятельности. Каждый из отделов мозга отвечает за выполнение определенных задач.

Продолговатый мозг контролирует выполнение защитных функций организма, таких как моргание, чиханье, кашель и рвота. Также он управляет другими рефлекторными жизненно важными процессами — дыхание, секреция слюны и желудочного сока, глотание.

С помощью Варолиева моста осуществляется скоординированное движение глаз и мимических морщин.

Мозжечок контролирует двигательную и координационную активность организма.

Средний мозг представлен ножкой и четверохолмием (два слуховых и два зрительных бугра). С его помощью осуществляется ориентации в пространстве, слух и четкостью зрения, отвечает за мышцы глаз. Отвечает за рефлекторный поворот головы в сторону раздражителя.

Промежуточный мозг состоит из нескольких частей:

  • Таламус отвечает за формирование чувств, например, боль или вкус. Кроме того, он заведует тактильными, слуховыми, обонятельными ощущениями и ритмами жизнедеятельности человека;
  • Эпиталамус состоит из эпифиза, который контролирует суточные биологические ритмы, разделяя световой день на время бодрствования и время здорового сна. Обладает способностью обнаруживать световые волны сквозь кости черепа, в зависимости от их интенсивности, вырабатывает соответствующие гормоны и контролирует обменные процессы в организме человека;
  • Гипоталамус отвечает за работу сердечных мышц, нормализацию температуры тела и артериального давления. С его помощью дается сигнал на выделение стрессовых гормонов. Отвечает за чувство голода, жажды, удовольствия и сексуальности.

Задняя доля гипофиз находится в области гипоталамуса и отвечает за выработку гормонов, от которых зависит половое созревание и работа репродуктивной системы человека.

Каждое полушарие отвечает за выполнение своих особенных задач. Например, правое большое полушарие накапливает в себе данные об окружающей среде и опыт общения с ней. Контролирует движение конечностей с правой стороны.

В левом большом полушарии находится речевой центр, отвечающий за речь человека, также оно контролирует аналитическую и вычислительную деятельность, а в его коре формируется абстрактное мышление. Аналогично правой части контролирует движение конечностей со своей стороны.

Строение и функция коры головного мозга напрямую зависят друг от друга, так извилины условно делят ее на несколько частей, каждая из которых выполняет определенные операции:

  • височная доля, контролирует слух и обаяние;
  • затылочная часть регулирует за зрение;
  • в теменной формируются осязание и вкус;
  • лобные части отвечают за речь, движение и сложные мыслительные процессы.

Лимбическая система состоит из обонятельных центров и гиппокампа, который отвечает за адаптацию организма к переменам и регулировку эмоциональной составляющей организма. С ее помощью создаются устойчивые воспоминания благодаря ассоциации звуков и запахов с определенным периодом времени, в течение которого происходили чувственные потрясения.

Кроме того, она контролирует за спокойный сон, сохранение данных в краткосрочной и долгосрочной памяти, за интеллектуальную деятельность, управление эндокринной и вегетативной нервной системой, участвует в образовании инстинкта размножения.

Как работает мозг человека

Работа головного мозга человека не прекращается даже во сне, известно, что у людей, находящихся в коме тоже функционируют некоторые отделы, о чем свидетельствуют их рассказы.

Основная работа этого органа производится с помощью больших полушарий, каждое из которых отвечает за определенную способность. Замечено, что полушария неодинаковы по размеру и функциям — правая часть отвечает за визуализацию и творческое мышление обычно больше левой части, отвечающей за логику и техническое мышление.

Известно, у мужчин масса мозга больше чем у женщин, но эта особенность не влияет на умственные способности. Например, этот показатель у Эйнштейна был ниже среднего, но его теменная зона, которая отвечает за познание и создание образов, была больших размеров, что позволило ученому разработать теорию относительности.

Некоторые люди наделены сверх способностями, это тоже заслуга этого органа. Эти особенности проявляются в высокой скорости письма или чтения, фотографической памяти и других аномалий.

Так или иначе, деятельность этого органа имеет огромное значение в осознанном управлении телом человека, а присутствие коры отличает человека от других млекопитающих.

Что, по мнению ученых постоянно возникает в головном мозге человека

Специалисты, изучающие психологические возможности мозга считают, что выполнение познавательных и мыслительных функций происходит в результате биохимических токов, однако, эта теория на настоящий момент подвергается сомнению, потому что этот орган — биологический объект и принцип механического действия не позволяет познать его природу окончательно.

Головной мозг является своеобразным штурвалом всего организма, выполняя ежедневно огромное количество задач.

Анатомо-физиологические особенности строения головного мозга является предметом изучения уже много десятилетий. Известно, что этот орган занимает особое место в строении ЦНС (центральной нервной системе) человека, а его характеристики для каждого человека разные, поэтому нельзя найти 2 абсолютно одинаково мыслящих людей.

Видео

Анатомия и строение мозга. Как мозг воспринимает информацию?

Головной мозг – орган, отвечающий за координацию и регуляцию всех жизненных функций. Из всех отделов центральной нервной системы мозг является основным. Одна из главных его задач – обработка сенсорной информации, передающейся через органы чувств. Кроме того, он отвечает за контроль над поведением, мышлением, чувствами, движениями, желаниями или, другими словами, за управление всем, что связано с физическим и эмоциональным компонентом человеческой жизни. Мозг обрабатывает сенсорные данные, передающиеся посредством органов чувств, отвечает за координацию движений, память, интеллект, внимание, речь. Другими словами, головной мозг – основной регулятор в организме человека, позволяющий ему жить полноценно.

Именно мозг является регулятором практически всех процессов. Он контролирует работу внутренних органов, объединяя их в единое целое, обеспечивает высшую нервную и психическую деятельность. Составляющими головного мозга выступают нейроны, которые отвечают за формирование электрических импульсов через синаптические связи.

Каждое исследование функций головного мозга приближает нас к пониманию его тайн. Ведь несмотря на значительный прогресс в его изучении, многое в его работе до сих пор остаётся загадкой. Функционирование отдельных клеток достаточно хорошо объяснено, однако понимание того, как в результате взаимодействия миллионов нейронов мозг функционирует как целое, доступно лишь в очень упрощённом виде и требует дальнейших глубоких исследований.

Благодаря следующим проектам мы узнаем много полезной информации про мозг: как устроены его анатомия и функционирование, что может повлиять на его работу, какую роль он играет в работе подсознания.

Проект «Анатомия мозга»

Соломою своею
Я думать не умею,
Хотел бы попросить я
У Гудвина этого, как его…
Хотел бы попросить я
У Гудвина ума.

Песенка Пугала из “Волшебника Изумрудного города”

Вы хотите, чтобы изучение нервной системы стало для ребёнка немного повеселее? Во время создания этой шапочки, олицетворяющей мозг, ребёнок сможет с лёгкостью изучить строение мозга человека (с внешней стороны). Вы можете сделать эту модель настолько простой или сложной, насколько пожелаете. Позвольте интересу и энтузиазму ребёнка стать вашим проводником.

Что нам понадобится:

  • простая шапочка для купания;
  • разноцветные перманентные маркеры;
  • медицинский спирт для устранения ошибок.

Ход эксперимента:

  1. Вначале пусть ученик обозначит и подпишет три главные части человеческого мозга: большой мозг, мозжечок, ствол головного мозга. Главные участки нужно подписать чёрным перманентным маркером.
  2. Объясните ребёнку, что большой мозг – самая крупная часть головного мозга, которая отвечает за сознательную деятельность, сенсорную интерпретацию и рассудительность. Возможно, позже вы захотите выделить подразделы.
  3. Расскажите ребёнку, что мозжечок – второй по величине регион головного мозга, который главным образом относится к координированию произвольных движений и речи.
  4. Затем, объясните, что ствол головного мозга контролирует некоторые важные функции, такие как частота сердечного ритма и дыхание. Он связывает головной и спинной мозг.
  5. Предложите ребёнку закрасить области мозга разными цветами. Учитывая, что перманентный маркер может растекаться, лучше всего записывать названия чёрным маркером, оставляя незаполненное пространство вокруг надписей.
  6. И окончательный этап в этом проекте по анатомии головного мозга. Пусть ученик возьмёт чёрную ручку и обозначит извилины, которые помогают много думать, несмотря на маленькое пространство.

Вывод:

Если ребёнок хочется узнать больше про строение головного мозга, попросите его обозначить внутренние части мозга на другой стороне шапочки. Например, можно добавить следующие мозговые области:

Фронтальная доля: связана с планированием движений, памятью и самоконтролем.

Теменная доля: органы чувств.

Височная доля: слух.

Затылочная часть: зрение.

Проект «Как мозг воспринимает информацию»

Мозг перерабатывает информацию различными способами, но что, если бы вам пришлось одновременно работать над несколькими задачами? В этом проекте вы сможете высказать собственное предположение.

Предложите теорию, как наш мозг воспринимает информацию. Проведите эксперимент, используя слух и письмо. Возможно, вы сможете понять, каким образом функционирует мозг и как он перерабатывает информацию.

Главная концепция – понаблюдать, как работает мозг во время концентрации на одном деле, и как меняется качество работы в связи с отвлекающими факторами.

  • вы сами;
  • два добровольца;
  • карандаш;
  • бумага.
  1. Упражнения для рук. Подготовьте карандаш и бумагу для письма, а затем сядьте.
  2. Вы будете диктовать слова, а ваш доброволец — записывать их. Как только вы начнёте, тот, кто пишет, должен сконцентрироваться на написании двух слов, меняя их местами до тех пор, пока вы не завершите упражнение. Время написания должно составлять около 15 секунд.
  3. Должно получиться приблизительно следующее:
    1. Яблоко
    2. Апельсин
    3. Яблоко
    4. Апельсин
    5. Яблоко
    6. Апельсин и так далее…
  4. Запишите данные, включая эту информацию:
    1. Пропущенные слова.
    2. Неверный порядок.
    3. Неверное правописание.
  5. Сделайте то же самое, но на этот раз один из добровольцев должен говорить что-то вслух, отвлекая вас и второго добровольца в процессе выполнения упражнения.
  6. Запишите полученные результаты после завершения. В том числе информацию из п.4.
  7. Повторите упражнение, но теперь ассистент должен произносить слова шёпотом, находясь на достаточно близком расстоянии к тому, кто записывает слова.
  8. Запишите полученные данные. В том числе информацию из п.4.
  9. Упражнение для слуха. Сядьте с другим участником эксперимента лицом друг к другу. Ваш напарник будет говорить слова, а вы должны повторять.
    1. Пример: ассистент говорит «яблоко».
    2. Вы повторяете: яблоко.
    3. Ассистент говорит: апельсин.
    4. Вы говорите: апельсин.
  10. Продолжайте 15 секунд. Затем запишите полученные результаты с учётом следующей информации:
    1. Любые слова, на которых вы запнулись.
    2. Неправильные слова.
    3. Слишком большая пауза перед повторением слова.
    4. Просьба повторить слово.
  11. Теперь второй участник должен стать напротив первого. Он должен говорить что-то, чтобы отвлечь вас во время выполнения упражнения, описанного выше.
  12. Запишите полученные данные, учитывая следующую информацию:
    1. Любые слова, на которых вы запнулись.
    2. Неправильные слова.
    3. Слишком большая пауза перед повторением слова.
    4. Просьба повторить слово.

Что произошло во время выполнения упражнения для рук? Что произошло во время выполнения упражнений на слух? Какова ваша теория?

Проект «Отличия правого и левого полушария мозга»

Ученики попытаются определить, до какой степени два полушария головного мозга отличаются. Есть ли определённое разделение функций? Правда ли, что разные полушария отвечают за определённые функции, такие как речь, логическое мышление, числовые вычисления, рисование, творчество и эмоции? Можно ли утверждать, что все люди делятся на «правополушарных» и «левополушарных»? Может ли головной мозг приспособиться после повреждения определённых участков? Упорядочивает ли мозг свою деятельность в случае дефектов? Как понимать феномен латерализации функций головного мозга: это популярный миф или обоснованный факт? Эти вопросы следует включить в исследование.

Более того, во время поиска доказательств ученики будут пересматривать сайты и страницы нейробиологов. Они смогут познакомиться с вопросами исследований и узнать о различных важных факторах/переменных. Они будут находить надёжные данные для дальнейшего обоснования различных предположений.

Цель – выяснить, что такое латерализация функций головного мозга и насколько она реальна.

  • тексты, уроки, статьи о специализации / латерализации мозга.
  1. Вот ваш сценарий. Научный отдел вашей школы принял решение создать «Научный Журнал», где будут собраны результаты экспериментальных исследований, которые проводятся учениками. Журнал будет публиковаться два раза в год, в январе и июне. Учитывая растущий интерес к нейробиологии, а особенно к области знаний о мозге, вам дали задание написать первую статью в этой серии. Вопрос, который вам предстоит рассмотреть: «Латерализация функций головного мозга: правда или вымысел?»
  2. Вы можете использовать вопросы для исследования, которые приведены выше. Они помогут вам направить свои исследования в нужное русло.
  3. Также вы можете включить иллюстрации мозга, полушарий, различных зон (области Вернике и области Брока).
  4. Основываясь на результатах своих исследований, озвучьте один или два вопроса, которые вы хотите рассмотреть в следующем году на базе эксперимента.
  5. Напишите статью. Включите библиографию. Возможно, вы захотите воспроизвести иллюстрации для своих одноклассников.

Есть ли разделение между функциями человеческого организма, за которые отвечает правое полушарие мозга и левое полушарие мозга?

Проект «Изучение нейронов мозга»

Нейрофизиология – это раздел физиологии, изучающий функции нервной системы. Психофизиология – это область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Изучает соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе, нервной системы в выполнении психической деятельности.

Нейрон – специализированная клетка, которая отправляет химические сообщения, передаваемые между головным, спинным мозгом и нервной системой. Аксон – нитеподобный отросток, который передаёт информацию от одного нейрона к другому. Дендрит – разветвлённый отросток нейрона, который принимает информацию от других нейронов. Синапс – место контакта между двумя нейронами. Первое представление о синапсе было сформулировано в конце XIX века, а его строение было изучено только в начале XX века. Нервный импульс – это электрический сигнал, распространяющийся по аксонам нервных клеток.

Наша центральная нервная система, включая головной и спинной мозг, контролирует движение во всём теле. Определённые клетки, называемые нейронами, взаимодействуют с головным и спинным мозгом, а также с нервными клетками. Нейроны содержат три главных компонента: тело клетки, аксон, дендриты. К тому же они включают много специальных компонентов, таких как ядро и миелиновая оболочка. Ядро – контролирует центр клетки и хранит всю генетическую информацию. Миелиновая оболочка – это изолирующая система для аксона. Разные виды нейронов взаимодействуют друг с другом, отправляя специальные химические элементы, нейротрансмиттеры, а также с аксонами одной клетки и дендритами других клеток.

Цель – понять, что такое нейрон, как биология описывает его строение, функции, а также ключевые компоненты.

  • чистый белый лист бумаги;
  • маркеры, цветные карандаши или мелки;
  • разные конфеты (совет: тонкие палочки подойдут для дендритов, а толстые – для миелиновой оболочки);
  • глазировка (совет: из глазури для пряников получается хороший «клей»);
  • зубочистки, кнопки, булавки или клейкая лента;
  • ножницы;
  • вощёная бумага или смесь для шоколадного пирожного/кекса (чтобы узнать подробнее, смотрите раздел «Ход эксперимента»);
  • картон.
  1. Соберите несколько картинок с изображением нейронов, которые отличаются разной степенью детализации.
  2. Выберите уровень детализации, который вы хотели бы представить. Нарисуйте эту версию на чистом листе бумаги.
  3. Возьмите этот листок на кухню или в магазин, чтобы подобрать подходящие по виду детали модели нейрона.
  4. Отрежьте необходимое количество вощёной бумаги.
  5. Расположите конфеты на бумаге, прикрепите их при помощи глазури. Оставьте на некоторое время, чтобы глазурь подсохла, а затем прикрепите вощёную бумагу на картон для презентации.
  6. Альтернативный вариант: Вместо «приклеивания» конфет на вощёную бумагу, вы можете прикрепить их к тонкому слою кекса или противню с пирожными. Презентация зависит от личных предпочтений и желания полакомиться конечным продуктом.
  7. Вырежьте ярлыки. Прикрепите их к диаграмме, используя кнопки или клейкую ленту (если вы взяли вощёную бумагу). Или же используйте зубочистки или булавки, если выбрали кексы.
  8. Соберите дополнительные компоненты нейронов (кусочки конфет) в нескольких мисках. Промаркируйте каждую миску, укажите главные функции каждого компонента. Выставьте эти миски на презентации вместе с диаграммами и дайте возможность зрителям попробовать на вкус.

Опишите центральную нервную систему. Какова главная роль нейрона? Каковы ключевые компоненты? Каковы главные функции для каждого ключевого компонента нейрона? Как осуществляется работа нейронов? Что препятствует этому взаимодействию? Сколько нейронов в нашем теле? Появляются ли новые нейроны на протяжении жизни?

Проект «Влияние температуры на работу мозга»

Определённые условия окружающей среды могут повышать уровень концентрации и качество выполнения. В этом эксперименте ученики смогут определить, действительно ли температура воздуха влияет на функционирование мозга человека. Как изменятся скорость и точность в работе участников эксперимента, которые выполняют умственные задачи?

С помощью этого эксперимента вы узнаете, действительно ли температура влияет на ваши способности выполнять умственные задачи.

  • одна небольшая комната;
  • термометр;
  • кондиционер;
  • обогреватель;
  • приблизительно 20 участников эксперимента;
  • несколько задач на умственную деятельность (например, судоку среднего уровня сложности, пазл из 50 фрагментов, тест на умножение и т.д.);
  • компьютер;
  • принтер;
  • блокнот для анализа результатов.
  1. Соберите несколько умственных задач для участников эксперимента. Каждое задание, которое вы составили, должно меняться по мере перемещения участников. Тесты должны отличаться, но постарайтесь не менять уровень сложности.
  2. Охладите помещение до 18°С.
  3. Запишите, сколько времени потребуется участникам, чтобы выполнить каждую задачу в прохладной комнате. Оцените результаты каждого участника и укажите точное время.
  4. Включите обогреватель, повысьте температуру воздуха в помещении до 30°С.
  5. Повторите шаг 3 в жаркой комнате с другими 10 участниками.
  6. На следующий день повторите шаги 2 и 3. На этот раз группа, которая работала в тёплой комнате, должна пройти тесты в холодном помещении.
  7. Каждый раз, когда вы меняете комнаты, не забывайте вносить небольшие изменения в умственные задачи, чтобы они казались «новыми».
  8. Повторите шаги 4 и 5. Группа, которая работала в холодной комнате за день до этого, теперь должна проходить тесты в тёплой комнате.
  9. Проанализируйте полученные данные. Сравните результаты тестов участников в тёплой и холодной среде. В какой среде участники выполняли задачи быстрее? Какой процент участников, которые выполнили задачи быстрее в холодной комнате? Насколько точно были решены задачи? Как насчёт тёплой среды? Она замедляет или ускоряет выполнение заданий?

Влияет ли температура на умственные способности?

Проект «Влияние сахара на функционирование мозга»

Влияние сахара на человеческий мозг находится под пристальным вниманием. Ведется немало споров на эту тему. В некоторых школах сахар запрещён, так как его не относят к полезным продуктам.

С помощью этого проекта мы изучим, как взаимосвязаны еда и мозг, а также постараемся понять, что углеводы делают со здоровьем мышлением и памятью. Действительно сахар делает детей гиперактивными? Или наоборот, снижает внимательность? Правда ли, что сахар улучшает способность удерживать внимание на протяжении определённого времени и повышает коэффициент интеллекта?

Цель – понять, как сахар влияет на химию мозга.

  • IQ тест;
  • тест для определения уровня концентрации и сосредоточенности.
  1. Найдите группу участников для проведения этого эксперимента.
  2. Поделите группу на две части. Попросите участников проследить за своим рационом питания в течение дня.
    • Проинструктируйте группу А не есть ничего, что содержит сахар.
    • Проинструктируйте группу Б. Они могут употреблять всё, что захотят.
  3. Через день проведите тест на определение коэффициента интеллекта и тест на концентрацию. Попросите каждого участника предоставить список продуктов, которые он употреблял на протяжении предыдущего дня.
    • Подсчитайте уровень сахара в каждом продукте из списка.
    • Укажите результаты тестов IQ и концентрации.

Как можно протестировать концентрацию? Как проверить IQ? Какое влияние сахар оказывает на мозг? Какое количество сахара (в среднем) потребляет каждый человек в России? Как сахар влияет на IQ человека? Как сахар влияет на концентрацию? Вы можете предположить, какие существуют полезные продукты для работы мозга?

Проект «Влияние игры в шахматы на когнитивное функционирование мозга»

О полезности игры в шахматы для работы мозга говорилось неоднократно. Считается, что этот процесс позволяет улучшить когнитивные способности, такие как критическое мышление или распознавание образов. Но так ли это? Игра в шахматы действительно улучшает когнитивные способности? Если да, это поможет повысить оценки. С помощью этого эксперимента вы постараетесь узнать, действительно ли эта теория правдива.

Цель – определить, помогает ли игра в шахматы повысить способности в академической сфере.

  • компьютер с доступом в интернет;
  • цветной принтер;
  • цифровой фотоаппарат;
  • обычные офисные принадлежности (бумага, картон, клей и т.д.);
  • 40 учеников добровольцев (до 18), которые не умеют играть в шахматы;
  • 20 стандартных турнирных наборов шахмат;
  • 20 шахматных досок;
  • официальная копия стандартных правил игры в шахматы.
  1. Найдите интересные материалы, связанные с шахматами. Распечатайте их.
  2. Во время проведения эксперимента делайте фотографии.
  3. Найдите 40 учеников добровольцев, которые не умеют играть в шахматы.
  4. Запишите средний балл успеваемости каждого участника. Также запишите средние баллы по предметам.
  5. В произвольном порядке поделите участников на две группы. Подсчитайте средний балл (общий и отдельно по предметам) для каждой группы.
  6. Одна группа должна изучить правила игры в шахматы и начать практиковаться по часу в день, пять дней в неделю, на протяжении восьми недель.
  7. В следующий раз снова проанализируйте успеваемость всех участников и подсчитайте средний балл. Сравните успеваемость участников из разных групп.
  8. Проанализируйте полученные данные.
  9. Изложите полученные данные в детальном отчёте.
  10. Включите интересные фотографии, диаграммы и модели в экспозицию вашей научной выставки.

Как игра в шахматы влияет на функционирование человеческого головного мозга?

Проект «Экстрасенсорное восприятие»

Во время эксперимента Ганзфельда участники помещаются в состояние сенсорной депривации. Эта методика используется в парапсихологии для определения наличия экстрасенсорных способностей. Во время этого проекта вы воссоздадите эксперимент Ганзфельда и определите наличие экстрасенсорных способностей.

Главная цель этого проекта – провести эксперимент Ганзфельда и определить наличие экстрасенсорных способностей участников.

  • участники эксперимента;
  • удобный стул;
  • повязка на глаза;
  • лампа;
  • красная светодиодная лампочка;
  • наушники;
  • запись звука белого шума для воспроизведения;
  • секундомер;
  • блокнот для записей результатов.
  1. Выберите “получателя” и “отправителя.”
  2. Усадите получателя в комфортном кресле. Завяжите ему глаза и дайте наушники, включив в плеере белый шум. Направьте красный свет на получателя.
  3. Попросите отправителя выбрать «цель», которая будет отправлена получателю.
  4. Отправитель должен наблюдать за получателем на протяжении 30 минут, стараясь мысленно отправлять ему изображение выбранной цели.
  5. Попросите получателя описать всё, что он видел на протяжении 30 минут.
  6. Запишите в блокнот всё, что описал получатель.
  7. Через 30 минут освободите получателя из камеры сенсорной депривации и предложите ему выбрать одну из четырёх «целей».
  8. Попросите его выбрать тот объект, который больше всего напоминает увиденное ранее в состоянии сенсорной депривации.
  9. Запишите, действительно ли получателю удалось определить правильную цель.
  10. Повторите шаги 1-9 с другими людьми. Возможно, стоит попробовать подбирать пары среди участников, которые каким-то образом взаимосвязаны между собой (например, родственников или друзей).
  11. Насколько часто получатели определяли цель правильно? Вероятнее всего, что успех оставляет 25%. Или в вашем случае процент успеха был выше?

Можно ли во время проведения эксперимента выявить экстрасенсорные способности?

Проект «Как работают подсознательные сообщения»

Подсознание – это психические процессы, протекающих без прямого отображения их в сознании и помимо прямого сознательного управления.

Этот эксперимент поможет определить, действительно ли сообщения, направленные на подсознательное воздействие, влияют на поведение людей и принятие решений. Правда ли, что люди определённого типа больше подвержены влиянию сообщений такого рода?

Во время этого эксперимента ученики будут создавать музыку, передавая подсознательные сигналы и пытаясь повлиять на решение других людей.

  • компьютер;
  • принтер;
  • программа для записей сообщений, нацеленных на подсознание;
  • музыка;
  • MP3 плеер;
  • около 30 участников.
  1. Пригласите участников для проведения эксперимента. Должны быть люди из разных возрастных групп и разного пола.
  2. Используйте простые фразы для использования в качестве сообщений, воздействующих на подсознание. Несколько примеров подобных фраз:
    1. Я голодный.
    2. Я чувствую себя очень бодро.
    3. Сегодня я очень счастлив и полон надежд.
  3. Найдите подходящую программу для записи обращения, направленного на подсознание.
  4. Используя программу для записывания сообщений, направленных на подсознательное воздействие, добавьте собственные сообщения к песне, которые вы выбрали. Подбирайте приятные и лёгкие для восприятия песни.
  5. Составьте список вопросов для участников, который они будут заполнять до и после прослушивания записанной песни. Включите несколько вопросов, которые помогут оценить действие подсознательного сообщения. Например, если вы выбрали сообщение «Я голоден», тогда в опроснике должен быть пункт: «Оцените своё чувство голода по шкале от 1 до 10». Убедитесь, что включили широкий ряд вопросов, чтобы нужное сообщение не было таким заметным.
  6. Попросите половину участников пройти опрос, прослушать песню с подсознательным посланием и пройти опрос ещё раз.
  7. Попросите другую половину участников пройти опрос, прослушать ту же самую песню, но без сообщения, направленного на подсознание, а затем снова пройти опрос.
  8. Проанализируйте результаты. Повлияло ли на участников прослушивание песни с подсознательным посланием? Сколько участников уловили сообщение и изменили свои ответы после прослушивания? Какое процентное соотношение этих участников? Вы можете продолжить исследование и разделить каждую группу на мужчин и женщин, или по возрасту. Возможно, люди определённого возраста или пола больше подвержены влиянию подобных сообщений, направленных на подсознание.

Можно ли при помощи подсознательных сообщений влиять на людей? Можно ли утверждать, что люди определённого типа более подвержены влиянию при помощи сообщений, нацеленных на подсознание?

Настало время подвести итоги проведенных проектов. Теперь вы знаете много интересной информации о мозге: как он устроен, какие существуют особенности в его работе, как взаимосвязаны еда и мозг, что углеводы делают со здоровьем, мышлением и памятью. Продолжайте изучение это увлекательной темы и проведите более детальные исследования, например, о влиянии пищи на работу мозга или о том, как функционирует правое полушарие мозга и левое полушарие мозга, и есть ли между ними какие-либо различия.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх